Сократите дроби, при необходимости избавьтесь от иррациональности в знаменателе.
Алгебра 10 класс Сокращение дробей и рационализация знаменателя сокращение дробей иррациональность в знаменателе алгебра 10 класс Новый
Давайте рассмотрим каждую из дробей по отдельности и выполним необходимые преобразования.
a) (5 - x^2) / (√(5 - x))Первым шагом мы можем заметить, что в числителе у нас выражение 5 - x^2. Это можно представить как разность квадратов:
Теперь подставим это в дробь:
(5 - x^2) / (√(5 - x)) = [(√5 - x)(√5 + x)] / (√(5 - x)).
Теперь мы можем сократить дробь, если √(5 - x) не равен нулю (то есть, если 5 - x > 0). В результате получаем:
(√5 - x)(√5 + x) / (√(5 - x)) = (√5 - x)(√5 + x) / (√(5 - x)).
Таким образом, дробь сокращается до:
(√5 - x)(√5 + x) / (√(5 - x)).
Здесь мы не можем избавиться от иррациональности в знаменателе, так как √(5 - x) остается в знаменателе.
b) (a + √(5a)) / (√(10 + √(2a)))Теперь рассмотрим вторую дробь. Начнем с того, что в знаменателе √(10 + √(2a)) может быть сложно избавиться от иррациональности. Для этого воспользуемся умножением на сопряженное выражение.
Сопряженное выражение для √(10 + √(2a)) будет выглядеть как √(10 - √(2a)). Умножим числитель и знаменатель на это выражение:
[(a + √(5a))(√(10 - √(2a)))] / [(√(10 + √(2a))(√(10 - √(2a)))]
Теперь в знаменателе мы получаем разность квадратов:
Таким образом, мы можем переписать дробь как:
[(a + √(5a))(√(10 - √(2a)))] / (10 - 2a).
Теперь у нас есть выражение, в котором иррациональность в знаменателе устранена, и дробь представлена в более простом виде.
В итоге, мы получили: