В данном случае мы говорим о концепции сознательной некомпетентности, которая является частью модели обучения, разработанной американским психологом Д. Б. Костером. Эта модель делит процесс обучения на четыре этапа:
- Сознательная некомпетентность - это этап, на котором сотрудник осознает, что он не имеет необходимых знаний или навыков, и понимает, в чем именно он некомпетентен.
- Сознательная компетентность - здесь сотрудник уже знает, как выполнять задачу, но ему нужно сосредоточиться, чтобы это сделать.
- Бессознательная компетентность - на этом этапе сотрудник выполняет задачу автоматически, без необходимости задумываться о процессе.
- Бессознательная некомпетентность - это когда человек не знает, что он некомпетентен, и не осознает свои пробелы в знаниях.
Теперь давайте разберем, как это связано с вашими вопросами о сотруднике:
- Способен сознательно корректировать свою деятельность - это указывает на то, что сотрудник находится на этапе сознательной компетентности, где он может осознанно вносить изменения в свою работу.
- Не знает, чего именно он не знает и в каких знаниях и навыках он нуждается - это типично для стадии бессознательной некомпетентности, когда человек не осознает своих пробелов.
- Способен переносить действие в новый контекст, видоизменять его с учетом меняющейся обстановки - это говорит о том, что сотрудник достиг уровня сознательной компетентности, где он может адаптироваться и применять знания в разных ситуациях.
- Осознает, чего ему не хватает для успешной работы - это также связано с сознательной некомпетентностью, где сотрудник понимает свои слабые места и может работать над их устранением.
Таким образом, понимание этих этапов помогает не только в обучении сотрудников, но и в управлении их развитием в организации.