ПЕТУХ И ЖЕМЧУЖНОЕ ЗЕРНО
Навозну кучу раскрывая,
Петух нашел Жемчужное зерно
И говорит: «Куда оно?
Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что это высоко так ценится?
А я бы право, был гораздо боле рад
Зерну Ячменному: оно не столь хоть и к лицу;
Да сытнее».
Невежды судят точно так:
В чем толку не поймут, то все у них пустяк.
ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ:
Литература 6 класс Басни И.А. Крылова
Давайте разберем вопросы по тексту басни "Петух и Жемчужное зерно".
1. Какой строкой начинается сюжет этой басни?
Сюжет этой басни начинается с строки: "Навозну кучу раскрывая, Петух нашел Жемчужное зерно". Здесь мы видим, что действие начинается с того, что Петух находит нечто необычное, что и становится основой всей истории.
2. Что такое мораль басни? Какова мораль этой басни?
Мораль басни — это основная идея или урок, который автор хочет донести до читателя. В этой басне мораль заключается в том, что невежды часто не понимают ценности вещей, которые им не знакомы. Петух, не понимая, что жемчуг — это драгоценный камень, считает его пустяком, предпочитая ячменное зерно, которое для него более привычно и полезно.
3. Почему автор называет жемчуг «зерном»? Чем оно похоже на ячменное зерно?
Автор называет жемчуг "зерном" для того, чтобы подчеркнуть его форму и размер. Жемчужное зерно и ячменное зерно имеют схожую округлую форму и могут быть похожи по размеру. Это сравнение помогает показать, что даже внешне привлекательные вещи могут быть недооценены теми, кто не понимает их истинной ценности.
4. В каком смысле здесь употребляется слово «пустая»? Почему Петух считает Жемчужное зерно «пустой вещью»?
Слово "пустая" в данном контексте употребляется в значении "бесполезная" или "не имеющая ценности". Петух считает Жемчужное зерно "пустой вещью", потому что не понимает, что оно может быть ценным. Он оценивает его по своим собственным меркам, и для него жемчуг не приносит никакой пользы, в отличие от ячменного зерна, которое он считает более сытным и полезным для себя.
5. Как вы понимаете мораль этой басни? Какие недостатки людей критикует автор?
Мораль этой басни говорит о том, что часто люди не ценят то, что не понимают. Автор критикует недостатки невежества и узколобости, когда люди судят о ценности вещей только по своему опыту и привычкам. Это приводит к тому, что они отвергают то, что может быть действительно полезным или ценным, просто потому что не знают об этом. Таким образом, басня учит нас быть открытыми к новым знаниям и не судить о вещах, основываясь только на своих собственных представлениях.