Одна из ключевых тем английского языка на уровне 11 класса — это косвенная речь (Reported Speech). Она часто встречается в заданиях ЕГЭ по английскому, в академическом письме, в реальных ситуациях общения и в чтении художественных текстов. Понимание этой темы помогает не только корректно передавать чужие слова, но и развивает языковую гибкость: меняется время глагола, местоимения, указатели времени и места, порядок слов. Важно знать общие правила, тонкие исключения и типичные ловушки. Ниже вы найдете подробное, пошаговое объяснение с примерами, алгоритмами и подсказками для практики.
Косвенная речь — это способ передать чью-то мысль без дословного цитирования. Сравните: прямая речь — He said, "I am tired."; косвенная речь — He said (that) he was tired. Общий принцип: если сообщающее сказуемое стоит в прошедшем времени (said, told, asked), обычно срабатывает последовательность времен (backshift): настоящее смещается в прошедшее, прошедшее в предпрошедшее и т. д. Помимо времени, меняются местоимения (I → he/she), указатели времени и места (today → that day, here → there), а также структура предложения (особенно в вопросах и повелительных конструкциях).
Рассмотрим надежный алгоритм преобразования прямой речи в косвенную. Если вам нужно быстро и безошибочно решить задачу на экзамене или в классе, придерживайтесь следующей последовательности:
Теперь детализируем ключевой механизм — последовательность времен. Если глагол сообщения стоит в прошедшем времени (said, told, asked), мы обычно смещаем времена следующим образом:
Однако есть важные ситуации, когда смещение времен не требуется. Их нужно знать, чтобы не допустить гиперисправления:
Отдельно работает замена местоимений и указателей времени/места, потому что в косвенной речи меняется перспектива говорящего. Основные соответствия полезно держать под рукой:
Частая трудность — выбор между say и tell, а также разграничение speak и talk. Запомните: say не требует прямого дополнения (He said (that)…), а tell почти всегда требует адресата (He told me (that)…). После speak и talk обычно ставится предлог: speak to/with, talk to/with, talk about. Несколько примеров: He said that he was tired. He told me that he was tired. She spoke to the manager about the schedule. They talked about the plan. В экзаменационных заданиях часто проверяют ошибочную конструкцию вроде "He said me", которой быть не должно.
Как передавать вопросительные предложения? Тут важно изменить не только время, но и порядок слов. Общие вопросы в косвенной речи вводятся союзами if/whether, а инверсия убирается, потому что по структуре это уже утверждение. Примеры: "Are you ready?" he asked. → He asked if/whether I was ready. "Do you like coffee?" she asked. → She asked if I liked coffee. Специальные вопросы сохраняют вопросительное слово (what, where, why, how и т. д.), но порядок слов становится прямым: "Where do you live?" → He asked where I lived. "Why are they late?" → She wanted to know why they were late. Обратите внимание: вспомогательный do исчезает, а времена смещаются по правилу backshift, если требуется.
Передача повелительных предложений (приказов, просьб, советов) строится с помощью инфинитива с частицей to и подходящего глагола сообщения: ask, tell, order, advise, warn, invite, remind, urge и др. Паттерн: tell/ask + объект + to do. Для отрицания: tell/ask + объект + not to do. Примеры: "Close the door," the teacher said to us. → The teacher told us to close the door. "Don't be late," she said. → She told me not to be late. Советы и предложения: "You should see a doctor," he said. → He advised me to see a doctor. "Let's go to the cinema," she said. → She suggested going to the cinema / She suggested that we (should) go to the cinema. С глаголом suggest не используется to do, запомните: либо V-ing, либо that + should.
Особого внимания заслуживают модальные глаголы в косвенной речи. Обычно can → could, may → might, will → would. С must тонкость: если значение — обязанность, часто меняем на had to: "I must finish it" → He said he had to finish it. Если значение — логический вывод (должно быть), must часто остается: "He must be tired" → He said he must be tired. Should, would, might, could обычно не меняются. При этом важно учитывать контекст актуальности факта: если способность/разрешение актуальны и не имеют отношения к прошлому, возможна форма без смещения, но в экзаменационной практике чаще ожидают стандартное преобразование.
Иногда приходится передавать сложные предложения (условные, временные, причинные). Пример с условием: "If I see her, I will tell her," he said. → He said that if he saw her, he would tell her. Здесь происходят два преобразования: в главной части will → would; в придаточном условия Present Simple → Past Simple (при backshift). В предложениях с прошедшим временем: "If I saw her, I would tell her," he said. → He said that if he saw her, he would tell her. Здесь смысл нереальности сохраняется, времена часто остаются без дополнительного смещения. Временные придаточные: "When I finish, I will call you," she said. → She said that when she finished, she would call me. Всегда проверяйте логическую согласованность и сохраняйте исходный смысл.
Стратегия для ЕГЭ по английскому и олимпиадных задач по теме косвенной речи включает несколько ключевых навыков:
Полезно расширить словарь глаголов сообщения и их управлений. Часто проверяемые модели: advise sb to do (советовать), warn sb (not) to do (предупреждать), remind sb to do (напомнить), invite sb to do (пригласить), encourage sb to do (подбодрить), promise to do (пообещать), refuse to do (отказаться), offer to do (предложить), agree to do. С герундием: admit (to) doing, deny doing, insist on doing, accuse sb of doing, apologize for doing, blame sb for doing, congratulate sb on doing. Конструкции с that-предаточными: explain (to sb) that…, assure sb that…, inform sb that…. Знание этих паттернов делает речь гибкой и повышает баллы за разнообразие грамматики.
Предлагаю отработанный чек-лист, который поможет доводить преобразование до автоматизма:
Рассмотрим несколько примеров пошагово, как на уроке:
Наконец, несколько практических советов для уверенности и скорости. Во-первых, выучите наизусть основные соответствия времен и указателей времени — это ваш инструмент быстрого решения. Во-вторых, тренируйте ухо и глаз на типичные глаголы сообщения и их управление: tell + объект, say + (that), ask + объект + to do / if/whether, suggest + V-ing/that. В-третьих, всегда задавайте себе вопрос: актуален ли факт сейчас? Это поможет избежать ненужного смещения. В-четвертых, внимательно проверяйте порядок слов в косвенных вопросах — это один из самых частых источников ошибок на экзамене. В-пятых, разнообразьте речь продвинутыми глаголами сообщения — это улучшает впечатление от эссе и устных ответов, повышая оценку за грамматику и лексику.
Освоив косвенную речь, вы с большей уверенностью справитесь с заданиями чтения (понимание логики пересказа), письма (передача чужой позиции в Opinion Essay или Letter/Email), аудирования (узнавание пересказанных реплик) и монологической речи. Это не просто один раздел грамматики, а инструмент, который делает ваш английский точным, гибким и естественным. Регулярно применяйте алгоритм, тренируйтесь на комплексных примерах, и через короткое время вы заметите, что даже сложные конструкции в Reported Speech собираются автоматически и без напряжения.