Местоимения и количественные слова — это опорные категории английской грамматики, без которых невозможно построить точную, естественную и выразительную речь. Они помогают избегать повторов, указывать на количество, принадлежность, определять участников ситуации, связывать предложения. В 11 классе важно не только узнавать формы, но и осознанно выбирать нужный вариант в зависимости от контекста: исчисляемость существительного, стиль (разговорный или формальный), позиция в предложении, логическое ударение. Ниже — системное объяснение с акцентом на правила, нюансы и типичные ошибки носителей русского языка.
Начнем с карты понятий. Местоимения делятся на: личные (I, you, he, she, it, we, they), притяжательные (my/mine, your/yours и т. д.), возвратные (myself, yourself…), указательные (this/that/these/those), вопросительные и относительные (who, whom, whose, which, that), неопределенные (somebody, anybody, nobody, something и т. п.), взаимные (each other, one another), выделительные (emphatic: myself и др. в роли усиления). Количественные слова (quantifiers) определяют количество или степень: much/many, (a) lot of, plenty of, some/any/no, few/a few, little/a little, several, all/both/each/every, either/neither, most/more/less/fewer и т. д. Ключ к правильному употреблению — понимание, исчисляемое ли существительное (countable: books, ideas) или неисчисляемое (uncountable: information, water, advice), и есть ли перед ним артикль, указатель или притяжатель.
Личные местоимения имеют формы подлежащего и дополнения: I–me, he–him, she–her, we–us, they–them, it–it. После предлогов и как дополнение используются объектные формы: for me, with them, help him. После союзов сравнения возможны варианты, но в нейтральной речи предпочтительна разговорная объектная форма: She is taller than me (формальное: than I am). Особые случаи: конструкция It is me в современной норме разговорная и повсеместно допустимая; формальное It is I встречается реже. Запомните разницу между it (о погоде, времени, дистанции: It’s raining; It’s late; It’s 5 km to the park) и there как формальным подлежащим для введения существования: There is a book on the table. Современный английский активно использует singular they для единственного числа при общем роде: If anyone calls, tell them I’ll be back soon.
Притяжательные формы делятся на прилагательные (my, your, his, her, its, our, their) и местоимения (mine, yours, his, hers, its — в реальной речи редко как самостоятельное, ours, theirs). Разница: my book (после — существительное), the book is mine (без существительного). Важная деталь: its — притяжательное без апострофа, а it’s = it is/it has. Возвратные местоимения (myself, yourself, himself, herself, itself, ourselves, yourselves, themselves) употребляются, когда действие направлено на сам субъект: She blamed herself. Нельзя ставить возвратную форму, если возвратности нет: I enjoyed myself (верно, устойчивое выражение), но I met myself — неверно. Различайте reflexive (He cut himself) и emphatic (He did it himself — «именно он сам»). Взаимные местоимения: each other и one another в современном языке почти взаимозаменяемы: They looked at each other.
Указательные местоимения this/that/these/those помогают указать на близость/дальность во времени и пространстве. This/these — «ближе», that/those — «дальше»: This book is interesting; Pass me those documents. Они бывают как определителями (this idea), так и самостоятельными местоимениями (I like this). Выражение such усиливает характеристику: such a nice day; such kindness. Сравните: this kind of problem (один тип) и these kinds of problems (несколько типов), где согласование всегда с последующим существительным: these kinds of problems are common.
Вопросительные и относительные местоимения включают who/whom/whose/which/that. В вопросах: Who called? Which book did you choose? Whose idea is this? В относительных придаточных: The man who called is here; The book which/that I bought. Whom — формальная объектная форма: The person to whom I spoke; в разговорной речи чаще: The person who I spoke to. That обычно заменяет who/which в определительных (ограничительных) придаточных: The decision that changed everything. В неограничительных (с запятыми) предпочтительны who/which: My brother, who lives in Berlin, is a doctor. Обратите внимание на позицию предлога: формально — the colleague with whom I worked; нейтрально — the colleague who I worked with.
Неопределенные местоимения и квантификаторы семейства some/any/no работают по важному принципу. Some — обычно в утвердительных, а также в вежливых предложениях-предложениях/просьбах: Would you like some tea? Could I have some water? Any — в вопросах и отрицаниях, а также в условных: Do you have any questions? I don’t have any time. If you have any problems, call me. No дает сильное отрицание без частицы not: I have no idea (= I don’t have any idea). Помните: в английском избегают двойного отрицания: I don’t need any help, а не I don’t need no help. Составные формы: somebody/anybody/nobody; something/anything/nothing; somewhere/anywhere/nowhere. Согласование глагола с none возможно и в ед. ч., и во мн. ч. в зависимости от смысла: None of the information is accurate; None of the students are ready (оба варианта распространены; ед. число — формальнее).
Часто нужно избегать повторов с помощью one/ones: I need a black pen. Do you have a cheaper one? These shoes are too small. Do you have bigger ones? Не путайте с числительным one. Для обозначения «любой» в единственном числе используется any + ед. число: Take any book you like. Разграничивайте each и every: оба про «каждый», но each подчеркивает раздельность элементов, every — охват группы целиком. Сказуемое после них — в единственном числе: Each student is; Every house has. Конструкции с of: each of the students is (в формальном стиле — ед. число; в разговорном возможен множественный глагол, но лучше придерживаться единственного). Пары either/neither относятся к двум элементам: Either answer is acceptable; Neither option is perfect. Both — «оба»: Both ideas are interesting. После отрицаний следите за логикой: Not both = «не оба», Neither = «ни один из двух».
Переходим к ключевой зоне — количественные слова (quantifiers) с исчисляемыми и неисчисляемыми существительными. Базовые пары: much + неисчисляемые (much money, much time), many + исчисляемые во мн. числе (many books, many people). В утвердительных предложениях разговорная речь чаще предпочитает a lot of/lots of как нейтральные для обоих типов: a lot of time; a lot of ideas. Much в утвердительных обычно звучит формально: There was much discussion (формально). В отрицаниях и вопросах much/many употребляются свободно: Do you have many friends? We don’t have much information. Plenty of подчеркивает «с избытком»: There is plenty of room.
Для «малого количества» различайте оттенки: few (мало, почти недостаточно) и a few (несколько, достаточно) — с исчисляемыми; little (мало, недостаточно) и a little (немного, достаточно) — с неисчисляемыми. Сравните: We have few options (почти нет приемлемого выбора) vs We have a few options (несколько вариантов есть). There is little time (времени не хватает) vs There is a little time (немного времени есть). Усилители степени: so much/many, too much/many, enough (достаточно). Обратите внимание на позицию enough: прилагательное + enough (warm enough), но enough + существительное (enough time).
Часто количество выражается через partitives — «меры-части»: a piece of advice, a bit of luck, a slice of bread, a drop of water, a bottle of milk, a sheet of paper. Это важно для неисчисляемых: вместо advices — a piece of advice. Количественные слова перед местоимениями и существительными с определителем требуют конструкции of: some of them/us, most of the students, many of my friends, none of this information. Правило: если стоит артикль, притяжательное, указательное, имя собственное или местоимение — используйте форму с of: most students (вообще) vs most of the students (конкретные).
Не путайте степени сравнения количеств: more/most — «больше/больше всего» для обоих типов; less/least — традиционно для неисчисляемых, fewer/fewest — для исчисляемых: fewer mistakes, less money. В современной разговорной речи less с исчисляемыми встречается (less people), но в академическом и экзаменационном регистре лучше соблюдать норму fewer. Полезные паттерны: as many/much as (до …), no more than, no fewer than, far more/far fewer, much less. Примеры: The project needs far more time; We made fewer errors this time.
Согласование и порядок слов — частые источники ошибок. A number of + мн. число + мн. глагол: A number of factors are important. The number of + мн. число + ед. глагол: The number of applicants is rising. С a lot of сказуемое согласуется с ближайшим существительным: A lot of information is useful; A lot of people are coming. В конструкциях there is/are ориентируйтесь на ближайшее подлежащее: There is a book and two pens (часто упрощают до There are ..., но академически корректнее согласовать с ближайшим; в речи — вариативно). Коллективные существительные типа family, team в британском варианте могут иметь ед. или мн. число в зависимости от смысла: The team is winning (как единое целое) / The team are arguing (как отдельные члены).
Как действовать пошагово, выбирая правильное местоимение или квантификатор:
Типичные ошибки русскоязычных учащихся и как их исправлять:
Ниже — практические примеры с комментариями:
Для закрепления попробуйте мини-тренинг. Выберите подходящее слово и объясните выбор:
Возможные ответы и рассуждения: 1) a few (несколько, достаточно; few — почти недостаточно); 2) Most of the (конкретная группа, есть определитель the) / Most people — если говорим вообще; 3) any (избегаем двойного отрицания: don’t + any); 4) формально: Each of the participants is; 5) спорный случай, но академически: There is a chair and two tables (согласование с ближайшим подлежащим), в разговорной речи часто There are…; 6) в нейтральной речи Who … to? (формально: To whom did you talk?); 7) herself (возвратное или эмфатическое в зависимости от контекста); 8) a lot of в разговорном, many — тоже верно (исчисляемое stars), much — неверно.
Наконец, несколько полезных стратегий для ЕГЭ и олимпиад: внимательно отслеживайте reference местоимений в сложных предложениях, чтобы недоразумение не смещало смысл; проверяйте корреляцию quantifier + noun на исчисляемость; различайте restrictive/non-restrictive придаточные (запятые меняют выбор who/which/that); помните о регистре: a great deal of — формальнее, чем a lot of для неисчисляемых; many a + единственное число (many a time) — книжная конструкция; учитывайте стилистику при выборе whom и позиции предлогов. Последняя проверка — «микроаудит» текста: ищите повторы, заменяйте их на точные местоимения или квантификаторы, следите за согласованием и ясностью связи между частями фразы.
Освоив эти правила и регулярно практикуясь на контрастных парах (few/a few, little/a little; much/many; some/any/no; each/every; less/fewer; who/whom), вы заметите, как ваша речь становится компактнее и выразительнее. Местоимения помогут убрать лишнее и сосредоточить внимание на главном, а количественные слова — точно дозировать смысл: от «совсем чуть-чуть» до «более чем достаточно».