Страхи и переживания подростков — это не каприз и не «плохой характер», а естественная часть подросткового возраста, когда личность активно формируется, расширяется круг общения, растет нагрузка в школе и меняется самоощущение. На уроках английского языка (9 класс) эта тема особенно полезна: мы учимся говорить о чувствах, объяснять причины тревоги, давать советы и описывать жизненные ситуации на английском. Ниже — подробное, «пошаговое» объяснение, как системно изучать эту тему, какие структуры и слова использовать, как строить устные и письменные высказывания, и какие задания помогут закрепить материал.
Начнем с понимания содержания самой темы. Типичные страхи подростков включают: боязнь неудачи на экзаменах, страх публичных выступлений, трудности в общении со сверстниками, давление моды и социальных сетей, переживания из-за внешности и успеваемости, опасения по поводу будущей профессии, конфликты с родителями, буллинг и кибербуллинг, а также страх оказаться «не как все». Важно уметь не только назвать эти переживания на английском, но и объяснить их причины и последствия. Например: fear of failure (страх неудачи), social anxiety (социальная тревожность), peer pressure (давление сверстников), body image issues (переживания из‑за внешности), cyberbullying (кибербуллинг). Когда вы говорите об этом, вы добавляете личные примеры и показываете понимание темы, что повышает качество устного ответа и сочинения.
Сначала соберем лексический минимум — удобный набор слов и выражений, которыми вы будете пользоваться в устной и письменной речи. Разделим их на группы. Это поможет быстро подбирать подходящие слова.
- Существительные: fear, worry, anxiety, stress, pressure, failure, success, confidence, self-esteem, support, bullying, rumor, conflict, argument, decision, future, choice.
- Глаголы: fear, worry, doubt, hesitate, overcome, cope with, deal with, handle, avoid, face, share, support, encourage, advise, suggest.
- Прилагательные: afraid, anxious, nervous, worried, stressed, confused, frustrated, embarrassed, ashamed, confident, calm, supportive.
- Сочетания и фразовые глаголы: be afraid of, be worried about, be anxious about, suffer from anxiety, feel under pressure, open up to someone, calm down, cheer up, speak up, stand up for oneself, cut down on screen time.
- Полезные наречия-интенсификаторы: really, quite, very, extremely, slightly, absolutely, terribly, incredibly.
Теперь — грамматика, без которой не получится говорить естественно. Первое — управление прилагательных и глаголов: be afraid of + V‑ing/noun (I’m afraid of failing the exam), worry about + V‑ing/noun (She worries about speaking in public), be anxious about (He is anxious about his future). Второе — модальные глаголы, которые помогают давать советы и выражать вероятность: should/ought to (You should talk to a teacher), could/might (It might help to plan your day), had better (You’d better not ignore the problem). Третье — условные предложения для обсуждения последствий и предложений: If I fail, I will try again (тип 1), If I had more time, I would revise more (тип 2), If I had talked to my friend earlier, we would have avoided the conflict (тип 3). Четвертое — степени сравнения и усиление прилагательных: more/less confident, absolutely terrified, slightly nervous. Наконец, полезны конструкции мнения и аргументации: I believe/Personally, I think/In my view/To my mind, а также причинно-следственные связки: because, since, therefore, as a result, that is why.
Чтобы говорить ровно и убедительно, соберите набор функциональных фраз, которые помогают выражать эмоции, уточнять и поддерживать разговор. Это ваш «банк выражений» для диалогов и монологов:
- Выражение чувств: I’m worried that…; I’m afraid of…; It makes me anxious when…; I can’t stand…; I’m concerned about…
- Объяснение причины: mainly because…; the main reason is…; this happens when…; it’s partly due to…
- Поддержка и сочувствие: I understand how you feel; That must be hard; You’re not alone; I’m here for you.
- Совет и предложение: You should…; Why don’t you…?; How about…?; You could try…; It might help to…
- Уточнение и вопросы: What exactly worries you?; Could you tell me more?; What if…?; Have you considered…?
- Реакция и согласие/несогласие: I agree to some extent, but…; I see your point, however…; That’s a good idea because…
Переходим к пошаговой подготовке устного ответа по теме «Страхи и переживания подростков». Представьте, что вам нужно выступить с коротким монологом (например, на ОГЭ или школьном проекте). Структура проста и логична:
- Введение (тема и актуальность): In teenage years many students face different fears and worries, such as exams, social media pressure and future plans.
- 2–3 ключевых страха с объяснением причин: For example, many teens are afraid of failing exams because they want to make their parents proud and enter a good college.
- Последствия (эмоции, поведение): As a result, they may feel stressed and find it hard to concentrate or sleep well.
- Способы преодоления: To cope with stress, it helps to plan your day, reduce screen time and talk to someone you trust.
- Личный опыт/наблюдение: In my experience, sharing your feelings with a friend or a teacher makes you feel better.
- Вывод/призыв к действию: We should remember that asking for help is a sign of strength, not weakness.
Обратите внимание на логические связки (firstly, secondly, finally, as a result, however, in addition), используйте сильные глаголы (reduce, improve, manage, overcome) и точные прилагательные (overwhelmed, confident, relieved). Следите за временем глаголов: говорим о фактах в Present Simple, о текущих состояниях — в Present Continuous, о прошедших событиях — в Past Simple.
Как работать с текстом по теме «переживания подростков»? Вот пошаговая стратегия чтения, которая помогает и в заданиях ОГЭ, и на уроке:
- Предварительный просмотр (skimming): пробегите текст глазами, найдите тему и общую идею. Обратите внимание на слова-маркеры: stress, anxious, fear, cope, support.
- Выделение ключевых слов: подчеркните важные прилагательные и глаголы, которые описывают чувства и действия (worried, overwhelmed, encourage, avoid).
- Поиск деталей (scanning): ответьте на конкретные вопросы: кто? что сделал? почему? какие примеры приведены?
- Работа с незнакомыми словами: попробуйте угадать по контексту, а затем проверьте в словаре только те, что действительно мешают пониманию.
- Смысловые связи: найдите причины и следствия, контрасты (however, although), выводы (therefore, as a result).
- Краткое резюме: сформулируйте 2–3 предложения, передающие главную мысль.
В письменной речи по теме «страхи подростков» удобен формат письма-досрвета другу или эссе с элементами аргументации. План работы один и тот же:
- Понимание задачи: кто кому пишет? цель письма — поддержать, дать совет, описать опыт.
- План: введение (признание проблемы), описание ситуаций/причин, предложения решений, завершающее ободрение.
- Языковые средства: используйте модальные глаголы (should, could, might), условные предложения (If I were you, I would…), эмпатичные фразы (I understand how you feel).
- Связки: firstly, in addition, however, besides, finally, all in all.
- Проверка: согласование времён, орфография, повторы слов — замените синонимами (afraid — scared — frightened; worry — concern — anxiety).
Пример фрагмента письма: I’m sorry to hear you feel anxious before exams. It might help to make a simple plan and revise for 30 minutes a day. If I were you, I would talk to our English teacher about the tasks you find difficult. Remember, you are not alone, and I believe in you. Такой текст звучит естественно и использует правильные конструкции.
Диалоги по теме — это тренировка навыка «живого» общения. Распределите роли: ученик и друг/учитель/школьный психолог. Задача — описать проблему, получить поддержку, договориться о действиях. Пример мини-диалога:
- A: I feel really stressed about my presentation. I’m afraid I’ll forget everything.
- B: I understand how you feel. Why don’t we practise together after school?
- A: That might help. Could you listen and give me feedback?
- B: Sure. Also, try to take a deep breath and speak slowly. You’ll do great.
Обсуждая способы преодоления тревоги, полезно уметь на английском описывать реальные стратегии. Это не только повышает словарный запас, но и развивает навыки саморегуляции. Вот проверенные шаги:
- Time management: Make a simple timetable; break big tasks into small steps; set a timer for 20–30 minutes (Pomodoro).
- Digital balance: Cut down on screen time; turn off notifications at night; avoid doomscrolling before sleep.
- Breathing and body: Take deep breaths; go for a short walk; stretch; drink water.
- Support network: Talk to a friend, parent or teacher; join a club; ask for help early.
- Mindset: Focus on progress, not perfection; reframe negative thoughts (Instead of “I always fail” say “I can improve with practice”).
- Safety first: If stress is constant or very strong, talk to a school counsellor or a trusted adult.
Создадим мини-глоссарий устойчивых сочетаний, которые часто встречаются в текстах и пригодятся в ответах:
- fear of failure — страх неудачи
- peer pressure — давление сверстников
- low self-esteem — заниженная самооценка
- social anxiety — социальная тревожность
- to cope with stress — справляться со стрессом
- to open up to someone — откровенно говорить с кем‑то
- to seek support — искать поддержку
- cyberbullying and online harassment — кибербуллинг и травля в сети
- to set healthy boundaries — устанавливать здоровые границы
- to build confidence — укреплять уверенность в себе
Чтобы закрепить тему, предложите практические задания, совмещающие язык и жизненные навыки:
- Проект-опрос: составьте на английском 6–8 вопросов о школьных стрессорах, опросите одноклассников, представьте результаты с диаграммой и комментариями (We found that 60% of students feel stressed before tests...).
- Подкаст/видео: 2–3 минуты обсуждения одного страха и трех способов его преодолеть, с примерами из школьной жизни.
- Постер «Support Map»: схема: People (parents, friends, teachers), Places (library, gym), Actions (plan, practise, breathe). Подписи на английском.
- Ролевая игра: «Совет другу»: один описывает проблему, другой — дает 3–4 реалистичных совета, используя should/could/might.
- Письмо-рефлексия: What worries me and how I deal with it — 120–150 слов с четкой структурой и лексикой темы.
Обратите внимание на типичные ошибки и как их исправлять:
- Неправильные предлоги: say afraid of, worried about, anxious about (не «afraid to exams», а «afraid of exams»).
- Смешение времен: текущие чувства — Present Simple/Continuous: I feel nervous/I’m feeling nervous today.
- Бедная лексика: избегайте повторов very/very/very — заменяйте: extremely, quite, rather, a bit.
- Безличность письма: добавляйте эмпатию и конкретику: I understand how you feel; For example, before my Maths test…
- Отсутствие связок: используйте however, therefore, in addition, as a result — это повышает связность текста.
Важный компонент — культурная и цифровая грамотность. Обсудите на английском безопасное поведение в сети: don’t share private photos, report bullying, block and tell a trusted adult. Научитесь вежливо отказывать: Sorry, I’m not comfortable with that, I’d rather not share this. Это не только язык, но и реальные навыки, помогающие уменьшить тревожность и избежать опасных ситуаций.
Итог: тема «Страхи и переживания подростков» — это возможность одновременно развивать языковые навыки (лексика чувств и эмоций, модальные и условные конструкции, связки, аргументация) и учиться эмоциональной грамотности — умению называть свои чувства, просить помощь, поддерживать других. Следуйте описанным шагам: соберите словарь, освоите ключевые конструкции, тренируйте устные и письменные форматы, выполняйте проекты и ролевые игры. Постепенно вы научитесь уверенно говорить на английском о сложном — и это придаст уверенности не только на уроках, но и в жизни. Помните: asking for help is a sign of strength, а грамотное слово — первый шаг к решению проблемы.