Числительные и прилагательные — два важных разряда слов в русском языке, которые часто встречаются вместе и налагают друг на друга морфологические и синтаксические требования. Как учитель, объясняю постепенно: сначала определим, что это за части речи, затем разберём виды числительных и особенности склонения, после — правила согласования прилагательного с существительным в сочетании с числительным, и закончимся практическими приёмами и распространёнными ошибками.
Определения и функции. Числительное — самостоятельная часть речи, обозначающая число предметов или порядок при счёте. Оно отвечает на вопросы "сколько?" и "который?". Прилагательное — часть речи, обозначающая признак предмета по качеству или отношению, отвечает на вопрос "какой?". В сочетаниях с существительными прилагательное согласуется с существительным в роде, числе и падеже; числительное же обозначает количество и влияет на форму существительного и иногда на форму прилагательного.
Виды числительных. Классификацию удобно представить списком:
Морфология и склонение числительных. Важно усвоить несколько общих правил. Многие простые числительные (один, два, три, четыре) имеют свои формы по родам и падежам; сложные составные числительные состоят из компонентов, и обычно склоняется только последний компонент: "встретились в тридцати пяти городах" — склоняется "пять" (тридцати пяти). Особенности: слова сто, двести, тысяча, миллион ведут себя по-разному: "сто, ста, ста" — склонение особое; "тысяча" склоняется как существительное и требует внимания (например, "две тысячи", "пять тысяч"). При образовании сложных числительных обращаем внимание на последний член: "21" (двадцать один) управляет так же, как "один".
Управление существительным числительным: правило 1–4–5. Это одно из ключевых правил, которое запоминают все школьники. После числительного один существительное стоит в именительном единственном и согласуется по роду: "один стол", "одна книга", "одно окно". После числительных два, три, четыре существительное обычно стоит в родительном падеже единственного числа: "два стола", "три дома", "четыре окна" (родительный падеж единственного: стола, дома, окна). После числительных пять и более — существительное в родительном падеже множественного числа: "пять столов", "шесть книг", "двадцать один студент — но 21 оканчивается на один, значит: двадцать одна студентка", "двадцать две страницы". При составных числительных смотрим на последний элемент: "32 книги" (тридцать два — два -> форма как после двух), "115 книг" (одиннадцать -> как после 11: род. мн. — книг).
Собирательные и дробные числительные: употребление и ограничения. Собирательные числительные (двое, трое, пятеро) употребляются с одушевлёнными существительными мужского рода (двое мальчиков), с существительными, обозначающими детей (двое детей), с парными предметами или с существительными, употребляемыми только во множественном числе (двое ножниц, двое саней). Они придают оттенок собирательности. Дробные числительные выражаются либо словосочетанием "числитель + знаменатель" (три четверти часа), либо отдельной формой (две третьих доли — разговорно); чаще используется вариант "три четверти часа", где числитель — три, знаменатель — четвёртый в форме родительного: "четверти". При указании части от целого существительного фамильярных ошибок можно избежать, следуя примеру: "полтора часа, полторы тонны" — полтора меняет род (полтора — с мужскими/средними, полторы — с женскими существительными).
Прилагательное: образование и степени сравнения. Прилагательное изменяется по родам, числам и падежам и образует степени сравнения: простую положительную форму (красивый), сравнительную (красивее, красивее/более красивый — есть две модели образования: суффиксальная и аналитическая), и превосходную (самый красивый, прекраснейший). Есть нерегулярные формы (хороший — лучше — лучший). Также существуют относительные прилагательные (деревянный, железный), которые не образуют степеней сравнения. Практическое значение для темы в том, что форма прилагательного в сочетании с существительным, стоящим после числительного, определяется формой этого существительного (род, число, падеж), а значит — и косвенно самим числительным.
Согласование прилагательного с существительным при числительном: практические приёмы. Чтобы правильно согласовать прилагательное, используйте поэтапный алгоритм:
Примеры: "одна красивaя книга" (одна → книга — именит. ед. ж. р. → прилагательное в форме жен. ед.); "три красивых дома" (три → дома — родит. ед. формы, но прилагательное в разговорной норме часто ставят в форме множественного родительного: "красивых"; школьный разбор: при сочетаниях числительных со словами 2–4 допустима форма множественного числа прилагательного: "три красивые комнаты" или "три красивых комнаты" — нормативно предпочтительно "три красивые комнаты" в книжной речи, однако «три красивых комнаты» — распространённая форма).
Основные ошибки и советы для экзамена и сочинения. Чаще всего ученики делают ошибки при выборе формы существительного после сложных числительных и при согласовании прилагательного с этой формой. Совет: всегда сверяйтесь с окончанием последнего компонента числа. Запомните устойчивую триаду: "один — именительный единственного; два–три–четыре — родительный единственного; пять и более — родительный множественного". Для сложных числительных ориентируйтесь на последний член (21 → как один; 14 → как четырнадцать). При сомнении записывайте словосочетание полностью и проговаривайте: "двадцать две/две большие комнаты" — логически важно представить род слова и число.
Практика: контрольные примеры и объяснение. Разберите несколько предложений по шагам:
Заключение и полезные приёмы запоминания. Для надёжного усвоения темы практикуйтесь на разных примерах, проговаривайте сочетание числительного+существительного вслух (это помогает услышать правильную форму), обращайте внимание на последний компонент сложного числительного и на смысловые ограничения собирательных числительных. Помните ключевые слова: род, число, падеж, последний член числительного, собирательные, дробные. Осознанное применение этого алгоритма позволит избежать ошибок в экзаменационных заданиях и в деловой письменной речи.