gif
Портал edu4cash: Что это и как работает?.
gif
Как быстро получить ответ от ИИ.
gif
Как задонатить в Roblox в России в 2024 году.
gif
Обновления на edu4cash – новые награды, улучшенная модерация и эксклюзивные возможности для VIP!.
  • Задать вопрос
  • Назад
  • Главная страница
  • Вопросы
  • Предметы
    • Русский язык
    • Литература
    • Математика
    • Алгебра
    • Геометрия
    • Вероятность и статистика
    • Информатика
    • Окружающий мир
    • География
    • Биология
    • Физика
    • Химия
    • Обществознание
    • История
    • Английский язык
    • Астрономия
    • Физкультура и спорт
    • Психология
    • ОБЖ
    • Немецкий язык
    • Французский язык
    • Право
    • Экономика
    • Другие предметы
    • Музыка
  • Темы
  • Банк
  • Магазин
  • Задания
  • Блог
  • Топ пользователей
  • Контакты
  • VIP статус
  • Пригласи друга
  • Донат
  1. edu4cash
  2. Темы
  3. Русский язык
  4. 5 класс
  5. Чередование гласных в корне слова.
Задать вопрос
Похожие темы
  • Словообразование
  • Дружба
  • Имя существительное
  • Синтаксический разбор
  • Правописание глаголов

Чередование гласных в корне слова.

Чередование гласных в корне слова

Введение

Чередование гласных – это явление, при котором в корне слова происходит замена одного гласного звука другим. Это явление встречается в русском языке довольно часто и может создавать некоторые трудности при написании слов. В данной статье мы рассмотрим основные правила чередования гласных в корне слова, а также примеры их применения.

Основные правила чередования

  1. Чередование о/а:
  • Примеры: рос – растение, кос – касаться, гор – гора, мок – макать.
  • Правило: При чередовании о/а в корне слова выбор гласной зависит от наличия или отсутствия суффикса -а-. Если после корня стоит суффикс -а-, то в корне пишется гласная а, иначе – о.
  1. Чередование е/и:
  • Примеры: блестеть – блистать, запереть – запирать, стереть – стирать.
  • Правила: Выбор гласной в корне зависит от суффикса, следующего за корнем, и от ударения.
    • Если корень заканчивается на -ж, -ч, -ш, -щ, то в безударной позиции пишется гласная е, а под ударением – а или о (например, зажечь – зажигать, сжечь – сжигать).
    • В остальных случаях выбор гласной е/и зависит от последующего суффикса. Если после корня следует суффикс -а-, то пишется гласная и, иначе – е.
  1. Чередование а(я)/им, ин:
  • Пример: снять – снимать, начать – начинать.
  • Правило: Выбор гласной а(я) или им, ин зависит от приставки. Если после приставки идёт корень с гласными а(я), то пишется им или ин, иначе – а(я).
  1. Чередование у/о:
  • Пример: кусать – укушенный.
  • Правило: В данном случае выбор гласной у или о зависит от последующей гласной. Если после корня идёт гласная, которая требует твёрдого согласного, то пишется о, иначе – у.
  1. Чередование ы/о и ы/а:
  • Пример: рыскать – розыск, проскакать – скачок.
  • Правило: Гласная ы в корне заменяется на о или а в зависимости от значения слова.
  1. Чередование и/е:
  • Пример: собирать – соберу.
  • Правило: Чередование и/е происходит, когда изменяется вид глагола.
  1. Чередование нуль звука/о:
  • Пример: сон – сна.
  • Правило: Если в формах слова или однокоренных словах происходит чередование, то в корне слова пишется либо нуль звука, либо гласная о.
  1. Чередование с нулём звука:
  • Пример: лён – льна.
  • Правило: Это чередование происходит при образовании форм родительного падежа множественного числа.
  1. Чередование й/и:
  • Пример: зайцы – зайцев.
  • Правило: Такое чередование происходит в словах, когда меняется форма слова.

Это лишь некоторые из основных правил чередования гласных в корне слова. Важно помнить, что при изучении русского языка необходимо уделять внимание не только правилам, но и исключениям, которые могут встречаться в словах.

Освоение темы чередования гласных требует практики и внимания к деталям, поэтому рекомендуется выполнять разнообразные упражнения, включающие в себя задания на поиск и исправление ошибок, связанных с чередованием гласных, составление таблиц и схем, а также написание диктантов и сочинений.

Для закрепления материала можно выполнить следующие задания:

1) Найдите в тексте слова с чередованием о/а.

Ответ: рос, растение, гор, гора.

2) Определите, в каких словах произошло чередование е/и.

Ответ: блестеть, блистать.

3) Найдите слова, в которых происходит чередование а(я)/им.

Ответ: снять, снимать.

4) Приведите пример слова, в котором происходит чередование ы/а.

Ответ: рыскать, розыск.

Такие упражнения помогут не только закрепить знания о чередовании гласных, но и развить навыки анализа и интерпретации текста.

Кроме того, для более глубокого понимания темы важно обращать внимание на контекст, в котором используется слово с чередованием. Это поможет избежать ошибок в написании и понимании смысла текста.

Изучение темы чередования гласных может быть интересным и увлекательным процессом. Важно не просто запоминать правила, но и понимать, как они работают, чтобы использовать их в своей речи и письме.


Вопросы

  • melisa21

    melisa21

    Новичок

    Чередующаяся гласная в корне слова (5 класс) Укажите вариант в котором в обоих словах пропущена чередующаяся гласная в корне 1)расст_лаются, пч_... Русский язык 5 класс Чередование гласных в корне слова.
    42
    Посмотреть ответы
  • Назад
  • 1
  • Вперед

  • Политика в отношении обработки персональных данных
  • Правила использования сервиса edu4cash
  • Правила использования файлов cookie (куки)

Все права сохранены.
Все названия продуктов, компаний и марок, логотипы и товарные знаки являются собственностью соответствующих владельцев.

Copyright 2024 © edu4cash

Получите 500 балов за регистрацию!
Регистрация через ВКонтакте Регистрация через Google

...
Загрузка...
Войти через ВКонтакте Войти через Google Войти через Telegram
Жалоба

Для отправки жалобы необходимо авторизоваться под своим логином, или отправьте жалобу в свободной форме на e-mail [email protected]

  • Карма
  • Ответов
  • Вопросов
  • Баллов