Тема: Орфография. Правописание имён существительных
Цель урока: изучить основные правила правописания имён существительных и научиться применять их на практике.
Задачи урока:
- повторить изученные ранее орфограммы;
 - изучить правила правописания собственных и нарицательных имён существительных, а также правописание суффиксов и окончаний;
 - закрепить полученные знания на практике с помощью упражнений.
 
Ход урока
- Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
 - Актуализация знаний. Повторение изученных ранее орфограмм. Учащиеся выполняют задание на повторение правил правописания гласных и согласных в корне слова, приставок и предлогов.
 - Изучение нового материала. Учитель объясняет основные правила правописания имён существительных.
- Собственные и нарицательные имена существительные.
 - Собственные имена существительные пишутся с большой буквы, например: Москва, Волга, Россия.
 - Нарицательные имена существительные пишутся со строчной буквы, например: город, река, страна.
 - Правописание суффиксов.
- Суффиксы -чик, -щик пишутся в зависимости от гласной в слове. Если перед суффиксом стоит буква д, т, з, с, ж, то пишется суффикс -чик, например: переводчик, лётчик. В остальных случаях пишется суффикс -щик, например: каменщик, стекольщик.
 - Суффикс -ек пишется в том случае, если при склонении имени существительного гласная выпадает, например: замочек — замочка. Суффикс -ик пишется, если гласная не выпадает, например: ключик — ключика.
 - Правописание окончаний.
 - Окончание -е пишется у существительных 1-го склонения в родительном падеже, например: у реки. Окончание -и пишется у существительных на -ия, -ий, -ие, например: из армии, о планетарии, в здании.
 
 
 - Закрепление полученных знаний. Учащимся предлагается выполнить упражнения на закрепление изученного материала. Например:
- Спишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Подчеркните собственные имена существительные.
 - Образуйте от данных слов существительные с суффиксами -чик или -щик. Запишите их в два столбика.
 
 - Подведение итогов. Учитель подводит итоги урока, оценивает работу учащихся.
 - Домашнее задание. Учащимся даётся задание на закрепление полученных знаний. Например, написать сочинение на тему «Мой любимый город», используя собственные и нарицательные имена существительные, а также изученные правила правописания.
 
Вопросы для обсуждения:
- Какие имена существительные называются собственными?
 - Как правильно писать собственные имена существительные?
 - Что такое нарицательные имена существительные?
 - В каких случаях пишется суффикс -чик?
 - Когда пишется суффикс -щик?
 - Какое окончание пишется у существительных в родительном падеже?
 
Примеры:
- Москва — собственное имя существительное, пишется с большой буквы.
 - Город — нарицательное имя существительное, пишется со строчной буквы.
 - Переводчик — суффикс -чик пишется перед буквой д.
 - Каменщик — суффикс -щик пишется перед согласной н.
 - У реки — окончание -е у существительных 1-го склонения в родительном падеже.
 
Решение:
- Изучить правила правописания имён существительных можно с помощью учебника русского языка для 5 класса. Также можно обратиться к дополнительным источникам информации, таким как справочники и энциклопедии по русскому языку.