Правописание гласных в корне слова
Цель урока: изучить правила правописания гласных в корнях слов, научиться применять их на практике.
Задачи урока:
- познакомиться с основными правилами правописания гласных в корнях;
 - научиться определять тип орфограммы и применять соответствующее правило;
 - развивать навыки работы с текстом и умение анализировать языковые явления.
 
Ход урока
- Организационный момент. Приветствие учеников, проверка готовности к уроку.
 - Актуализация знаний. Повторение ранее изученных правил правописания гласных.
 - Объяснение нового материала.
 
В русском языке есть корни, гласные в которых можно проверить ударением. Для этого нужно подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы на проверяемую гласную падало ударение. Например:
- стОлица — проверочное слово стОльный,
 - вОда — проверочные слова вОдный, вОды.
 
Однако существуют корни с чередующимися гласными. В таких корнях написание гласной зависит от определённых условий. Рассмотрим основные случаи чередования гласных:
 |  | 
|---|
| Корни с чередованием а//о | Примеры | 
| -гар-/-гор- | загАр — загОр | 
| -клан-/-клон- | поклОн — клАняться | 
| -твар-/-твор- | твОрец — твАрь | 
Также существуют корни, написание гласных в которых нельзя проверить ударением, их нужно запомнить. К таким корням относятся: -раст-/-ращ-/-рос-, -лаг-/-лож-, -кас-/-кос-. Например: рАстение, слАгаемое, кОснуться.
- Закрепление изученного материала. Выполнение упражнений на закрепление правил правописания гласных в корнях.
 - Подведение итогов урока. Обсуждение основных моментов урока, ответы на вопросы учеников.
 - Домашнее задание. Выполнить упражнения на правописание гласных в корнях, выучить правила.
 
Для закрепления изученного материала можно предложить ученикам выполнить следующие задания:
- Распределите слова по группам в зависимости от написания гласной в корне: гореть, загар, клариса, поклон, творение, растение, касаться, коснуться, слагаемое, положить.
 - Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор:«Наступила весна. Солнце гр…ет всё сильнее. На деревьях появляются первые л…сточки. Люди радуются приходу весны».
 
Вопросы для обсуждения:
- Какие правила правописания гласных вы изучили сегодня?
 - Как определить, какую гласную писать в корне?
 - Приведите примеры корней с чередующимися гласными?
 
Эти задания помогут ученикам закрепить полученные знания и научиться применять правила на практике. Важно также уделить внимание работе со словарными словами, которые не проверяются ударением и требуют запоминания.